Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся»
Цель проекта: Создание Национального инструментария, обеспечивающего методическое сопровождение формирования функциональной грамотности обучающихся
Задачи проекта
-
Разработка общих подходов к формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся основной школы.
-
Разработка учебно-методических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы, включающих в себя:
- открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов)
- методические рекомендации для учителей по использованию открытого банка в учебном процессе и в системе повышения квалификации педагогических кадров;
- методическое сопровождение электронной платформы, на которой будет размещен национальный инструментарий для формирования функциональной грамотности.
-
Проведение апробации заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов. Обработка результатов апробации.
-
Доработка системы мониторинга формирования функциональной грамотности учащихся 5-9 классов по итогам апробации в части инструментария и технологии проведения.
Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA (концептуальных рамок, заданий и результатов их выполнения российскими учащимися). При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.
Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей обучающихся, для которых предназначены задания мониторинга, но с ориентацией на концептуальные подходы (рамки) PISA-2021.
Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью обучающихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения обучающихся в различных ситуациях.
Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.
Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также, как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Обучающиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что, двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.
Выполнение заданий проводится на компьютерах в режиме онлайн. Ответы обучающихся проверяются автоматически компьютерной программой или проверяются экспертами.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Компетенции учителя (способности) |
Грамотность учащихся (умения) |
Способность сформировать у учеников читательскую грамотность
|
извлекать нужную информацию из письменного текста;
создавать смысловые сообщения в разных текстовых и визуальных форматах;
размышлять о содержании и форме текста;
оценивать текст |
Способность сформировать у учеников математическую грамотность |
формулировать ситуацию математически;
применять математические понятия, факты, рассуждения и инструменты, чтобы получить решение или сделать выводы;
размышлять над математическим решением или результатами |
Способность сформировать у учеников естественно-научную грамотность |
распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления;
оценивать с научной точки зрения предлагаемые способы изучения вопроса;
анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы |
Способность сформировать у учеников финансовую грамотность |
знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков;
навыки, мотивацию и уверенность, которые нужны, чтобы принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях |
Способность сформировать у учеников креативное мышление |
выдвигать креативные идеи;
уточнять и совершенствовать идеи;
оценивать сильные и слабые стороны креативных идей;
отбирать креативные идеи |
Способность сформировать у учеников глобальные компетенции |
критически рассматривать с разных точек зрения вопросы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми |