МБОУ «СОШ №89»
г. Северск, Томская обл.,
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять его на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо и делать собственные выводы обо всем, что происходит вокруг. Когда мы слышим о понятии «функциональная грамотность», то в первую очередь думаем о современных детях: это они сейчас должны уметь не просто читать, но и вникать в текст, анализировать его, находить связи с тем, что уже известно. Но что такое функциональная грамотность педагога? И как проверить ее наличие?

    Очевидно, для того чтобы развить эти навыки ФГ у детей, учитель сам должен владеть ими на довольно высоком уровне. То есть получается, что к роли учителя как информатора, дающего теорию, сегодня добавляется роль человека, ежедневно бросающего вызов, который не боится неопределенности, неоднозначности, противоречивости, недостаточной надежности информации, наличия альтернативных точек зрения.

    От преподавания — к изучению, от монолога — к интерактивному взаимодействию, от формулы «Учитель знает, чему учить» к формуле «Ученик выбирает, чему учиться».

    Проект «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» 

    Цель проекта: Создание Национального инструментария, обеспечивающего методическое сопровождение формирования функциональной грамотности обучающихся

    Задачи проекта

    1. Разработка общих подходов к формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся основной школы.

    2. Разработка учебно-методических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы, включающих в себя:

    • открытый банк заданий для формирования функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов)
    • методические рекомендации для учителей по использованию открытого банка в учебном процессе и в системе повышения квалификации педагогических кадров;
    • методическое сопровождение электронной платформы, на которой будет размещен национальный инструментарий для формирования функциональной грамотности.
    1. Проведение апробации заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов. Обработка результатов апробации.

    2. Доработка системы мониторинга формирования функциональной грамотности учащихся 5-9 классов по итогам апробации в части инструментария и технологии проведения.

    Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов и инструментария международного исследования PISA (концептуальных рамок, заданий и результатов их выполнения российскими учащимися). При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области.

    Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей обучающихся, для которых предназначены задания мониторинга, но с ориентацией на концептуальные подходы (рамки) PISA-2021.

    Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью обучающихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения обучающихся в различных ситуациях.

    Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению.

    Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также, как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Обучающиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что, двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.

    Выполнение заданий проводится на компьютерах в режиме онлайн. Ответы обучающихся проверяются автоматически компьютерной программой или проверяются экспертами.

    В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.

    Компетенции учителя (способности)

    Грамотность учащихся (умения)

    Способность сформировать у учеников читательскую грамотность

    извлекать нужную информацию из письменного текста;

    создавать смысловые сообщения в разных текстовых и визуальных форматах;

    размышлять о содержании и форме текста;

    оценивать текст

    Способность сформировать у учеников математическую грамотность

    формулировать ситуацию математически;

    применять математические понятия, факты, рассуждения и инструменты, чтобы получить решение или сделать выводы;

    размышлять над математическим решением или результатами

    Способность сформировать у учеников естественно-научную грамотность

    распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления;

    оценивать с научной точки зрения предлагаемые способы изучения вопроса;

    анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы

    Способность сформировать у учеников финансовую грамотность

    знание и понимание финансовых терминов, понятий и финансовых рисков;

    навыки, мотивацию и уверенность, которые нужны, чтобы принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях

    Способность сформировать у учеников креативное мышление

    выдвигать креативные идеи;

    уточнять и совершенствовать идеи;

    оценивать сильные и слабые стороны креативных идей;

    отбирать креативные идеи

    Способность сформировать у учеников глобальные компетенции

    критически рассматривать с разных точек зрения вопросы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

    вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми

    Банки заданий по функциональной грамотности

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике